В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Если мы будем учить детей, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьникам, в том числе инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Можно считать, что здоровье учеников, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет им справляться с учебной нагрузкой, дети,в том числе инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, умеют преодолевать усталость;
- в социальном плане – они коммуникабельны, общительны;
- в эмоциональном плане – дети, в том числе инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, уравновешены, способны удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащиеся,в том числе инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – они признают основные общечеловеческие ценности.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя:
- средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
- оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
- гигиенические факторы ( выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Цель работы классного руководителя по здоровьесбережению: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся, в том числе инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, значимости физического и психологического здоровья человека, духовно-нравственного благополучия, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.